Шести-семилетние дети, с которыми мне приходится иметь дело на христианских уроках в первом классе, ещё не умеют замечать в себе свою душу, воспринимают самих себя только как своё тело, людей делят на хороших и плохих, им не приходилось задумываться о мотивах  своих поступков, различать то, что мы думаем и чувствуем от того, что мы делаем и говорим. Они могут с искренним увлечением рассуждать, как в том или ином случае следовало бы поступить, а как нельзя, и тут же вести себя по-другому и так же искренне не замечать этого.

Мы, верующие люди, обрадовались тому, что наконец стало возможно в школе открыто говорить детям о Боге, раскрывать глаза на то, насколько мир больше нашего материального опыта, как по-другому в этом видении выглядит наша жизнь. Дети откликаются радостно, с интересом усваивают новые знания, но всё-таки этого недостаточно. Знать о Боге и поступать по-Божьи - это не одно и то же.

Очень важно учителю ОПК спрашивать себя: « А скажется ли реально наше обучение на жизненном поведении детей?»

Специфика урока ОПК: урок должен вести к поступку, а не только нагружать знаниями. Или точнее: главное на уроке - не передать знания, а пробудить совесть, что и выразится в поступке.

ОПАСНО переполнять знаниями, как хорошо, как надо, и не помогать детям выразить знания поступком.

Нельзя ставить на уроках только рассуждательно- философские цели или цели эстетические, необходимы в каждом уроке цели нравственные, направление на поступок.

 

Я попробовала в первом классе начинать не с того, что есть Бог, а с того, что обращаю внимание ребёнка на его собственную душу, на то, что в ней реально может происходить, на то, как часто делаем не то, что хотим…

Опыт невидимого в себе самый близкий и реальный, так готовится восприятие дальнейших слов о невидимом Боге. Главное же: когда дети хотя бы немного прикоснутся к трагедии рабствования человека греху, тогда о Боге узнают не только как о Том, о Ком интересно говорить , думать, но как о том, встречи с Кем ждут.

Работать таким образом с маленькими, начиная с размышления о человеческой душе, я попробовала в этом году впервые. Первый урок я здесь не привожу, он есть в этом сайте в элективном курсе. На нём я так же показываю опыт с магнитом, привожу к мысли, что есть не только видимое, но и невидимое, на этом уроке первые примеры (случаи ,когда проявляются чувства: любовь, совесть, радость),объяснение, что ни с помощью операции, ни с помощью рентгена чувства увидеть нельзя. Но в отличии от элективного курса на этом уроке в первом классе я пока не говорю о Боге невидимом Духе.

А заканчиваю урок игрой «Видимое-невидимое».

Учитель называет слова, например: солнце, дом, свет, желание, вода, воля, счастье, дерево и так далее… Дети реагируют на материальные предметы хлопком в ладоши или подниманием руки.

 

 

 

 

 

 

Дальше идут вот такие уроки:

 

 

Тема. Учимся различать видимое и невидимое. Первое размышление о человеческой душе.

Цель. Продолжаю готовить детей к первому разговору о Боге открытием, что существует то, что не входит в наш привычный опыт.

Помогаю детям ощутить что другой человек, «не я», тоже сам для себя  центр, тоже мир со своими мыслями и чувствами.

Также готовлю к первому разговору о Боге, не произнося слово «Бог», а погружая в атмосферу нравственных размышлений, потому что в этой атмосфере есть предчувствование Бога. Помогаю почувствовать, что такое тщеславие, гнев, жадность. Помогаю осознать, что нельзя делить людей на хороших и плохих: люди хороши, но как тучи на солнышко, на наши души находят плохие чувства.

  

                    Ход урока.

Учитель. Помните, я говорила вам слово «душа»? А что это слово означает? (Скорее всего дети перечислят чувства: любовь, радость, удивление, совесть, назовут мысли.)

Вопрос. Кого видим на картинке? (Иллюстрация приложена к конспекту.) (Дети отвечают: «Мальчика и щенка ».)

Вопрос. Когда смотрим на мальчика, то душу его видим? (Нет, видим его голову, руки, ноги,- то есть, тело.)

Учитель. Значит, в человеке есть две важные части: одна составляющая –видимая, другая – невидимая. Какие это части? (Тело и

душа.)

Учитель. Некоторые люди говорят: « Мысли – это мозг ». А другие говорят: « Мысли в мозгу». А как правильно? (Как радио и радиоволны.) И ещё: Чувства - это сердце?

Учитель. То есть, сердце и мозг можно увидеть, если врач сделает операцию. Врач до сердца и мозга может даже дотронуться. Но до чего он не сможет дотронуться, чего не увидит?

Вопрос. А что ещё видимое вы можете назвать, глядя на картинку? ( Трава, солнечный свет, одежда мальчика, игрушки, земля, песчаная крепость).

Вопрос. А можем мы догадаться о том невидимом, что есть в душе мальчика? (Помогая детям подобрать слова, учитель старается, чтобы было сказано о том, что мальчик радуется солнышку, ощущает единство с миром, интерес к строительству крепости (назовём это радостью творчества). А к собачке какое чувство?- Ласка.

Учитель. Иногда дети, когда спросишь их: «Какие чувства?», отвечают: « плохие» или «хорошие». Надо учиться характеризовать более точно.

Переход к следующему смысловому моменту беседы. Итак, чувства, состояния души мы не видим, но о том, какие они, мы можем догадаться.

 

 

Сейчас поучимся догадываться.

 

 

Учитель Кратко пересказывает отрывок из сказки Гаршина «Лягушка – путешественница» и показывает иллюстрацию.

Что заставило лягушку закричать и разжать челюсти?

Покажите, где у нас помещается похожее чувство?

А с чем можно сравнить чувство, распиравшее лягушку?

(с раздувающимся в груди мячиком, который вот-вот лопнет).

Как называется это чувство? (хвастовство, тщеславие)

Что слышим в слове «тщеславие?» (тщетная (бессмысленная) слава).

Можно ли увидеть внутри лягушки тщеславие?

Бывает ли тщеславие у людей? Оно видимое или невидимое? Тщеславие- это хорошее чувство или плохое?

Некоторые ребята путают: делать хорошее и добиваться за свои дела похвал?

Какое здесь различие? Делать хорошие дела – это правильно, а                                                   напрашиваться на похвалы, добиваться, чтобы твои дела видели – это ослабляет человека и распыляет его дела.

 

 

 

 

Учитель. Расскажу ещё про одно невидимое, но очень сильное чувство.

А вы подумайте, нужное ли оно? Помните, как в сказке «Аленький цветочек» купец сорвал в саду чудища цветочек краше которого нет на свете…

Учитель читает.

Как называется это чувство? Можно ли увидеть гнев глазами?

Тщеславие мы ощущаем как раздувающийся мячик, а как ощущается гнев? Пожалуй, как огненный вихрь, закручивающийся в груди и поднимающийся к горлу. Ощущать мы гнев ощущаем, но видеть, конечно, не можем. Почему? ( Гнев – невидимое, невещественное, нематериальное чувство.) А вот на этой картинке нарисован сам гнев или человек, который находится в состоянии гнева?

 

 

 

 

Вопрос:  А как бы Вы нарисовали жадного человека?

Выслушав предложения детей, учитель показывает свой рисунок.

Учитель объясняет смысл слова «сребролюбие» как синонима жадности.

Вопрос.  А можно ли нарисовать не жадного человека, а саму жадность? Почему?
Вопрос.
А эти плохие чувства ( тщеславие,  жадность, гнев) приходят ко всем людям? Что делать, когда ощущаешь такие чувства? (Не выпускать их из себя, не портить жизнь другим людям.)

ьодлжэтождэвапов

 

В завершении урока игра «Видимое-невидимое», другая игра с мячом «Чувства, которые принимаем; чувства, которые отбрасываем.»

 

 

 

 

Тема. Что делать, когда в душу приходят плохие чувства.

Цель. Направляю внимание детей к их собственной душе и к душам других людей. Двигаемся от общего разделения на «хорошо-плохо» к более конкретному пониманию своих как положительных, так и отрицательных переживаний.

Ввожу новое: объясняю различие между чувствами и мыслями с одной стороны и словами и поступками с другой. Показываю, как невидимые чувства и мысли становятся мотивами, причинами внешне воспринимаемых слов и поступков. 

Наконец, с помощью песни Светланы Копыловой «Гневливый» привожу к вопросу: Что же делать, когда душа захвачена злыми чувствами?

Вся названная работа предваряет первый разговор о Боге, так как интерес к нравственным вопросам ведёт к Богу.

 

ХОД УРОКА.

Учитель.  Мы уже умеем различать видимое и невидимое. А ещё нам надо научиться отличать мысли и чувства от слов и дел.

  А вы умеете отличать то, что вы думаете и чувствуете от того, что вы делаете и говорите? Вот я отворила дверь, прошла к столу, стала раскладывать то, что необходимо для урока. Это я..? (дети: «Сделала»), я поздоровалась. Это я..? (дети: «Сказала»). Я смотрела как вы на перемене шумите, а в голове у меня было: «Сколько интересного и трудного я для вас приготовила, сумею ли я все это передать, сможете ли вы все это воспринять»… «Это я..?» (дети: «Думала»). И вот сейчас, когда я вижу, что вы ничего не пропускаете, в глазах ваших мысль и внимание, мне очень радостно, что мне и вам вместе интересно одно и тоже, что у нас есть взаимопонимание, и мне от этого в душе хорошо и радостно. Это я..? (дети: «Это вы чувствуете»).

Учитель объясняет условие игры.  Если я называю дело или слово, вы шевелите пальцами; если же назову чувство или мысль, то вы пальцами касаетесь груди.

Игра. Учитель называет, дети сигналят.

Жадничать       спрятать, украсть

 гневаться         обзывать, драться, ругаться

трусить             прятаться, врать, предавать

любить              ласкать, заботиться

жалеть               спасать, утешать, защищать

тщеславиться   хвастать

лениться           бездельничать

радоваться        прыгать, смеяться, улыбаться

 

Вопрос. Вот мысли с чувствами. Вот слова с поступками. (Указывает на доску.) А что к чему приводит? Что чему даёт толчок? Что от чего рождается? (Да, от чувств и мыслей рождаются дела и слова. Причём, от добрых добрые, а от злых злые.)

 

Учитель. Вот какая история. Я разбил чашку и сказал на Бобика. Бобика выгнали. Шёл дождь и Бобик плакал. «Мама, прости Бобика, чашку разбил я!» Какие вы здесь замечаете чувства и какие поступки? (Трусость приводит к вранью, клевете. Совесть побуждает признаться, сказать правду.)

 

Учитель. А теперь прочитаю такое стихотворение, в котором есть целая история.

Учитель читает стихотворение Светланы Копыловой «Гвозди».

 

                                                 Гвозди

 

 

1.  Жил человек  гневливый до предела.

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

      Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

 

2. Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

 

3. Отец его  заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

 

4. И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

 

5. Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть, острей.

 

6. И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного  слова

       Навеки остаются у людей.


Может создаться впечатление, что это стихотворение шести – семилетним детям не по возрасту. Но практика показывает, что первоклассники вникают в его содержание с интересом и удовольствием, надо только первое чтение сопроводить подробным комментарием.

Выглядит это так: Жил человек, гневливый до предела,

Что это значит? Этот человек чуть что обижался, ругался и лез в драку, не мог вынести ни одного неприятного слова, мог даже разозлиться из-за взгляда.

Что же велел ему отец? Зачем? Отец велел ему всякий раз, когда ярость, гнев рвутся из его души,  молотком вбивать в столб большущий гвоздь, вкладывая в удары то, что бушует в душе. Пусть гнев выплеснется не на человека, а на железо и столб.

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

      Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

 

Давайте читать дальше:  узнаем, послушался ли сын отца, и что из этого

получилось.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Это означает, что гнев охватывал сына по двадцать-тридцать раз в день ,и он вколачивал в столб новые и новые гвозди.

А как вы понимаете слова:

«Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел»?

 

 

Таким образом, осваивается текст всего произведения, и класс слушает песню в исполнении автора.

 

Учитель. Как вы думаете, этот сын – хороший или плохой человек? Скорее всего дети скажут, раз гневливый, значит, плохой. Учитель возражает, спрашивая: «А зачем же тогда этот человек много дней выполнял такую большую работу над собой (вбивал, затем вытаскивал такое множество гвоздей ), почему радовался, сказав наконец: « Смотри, отец, я победил его!» ? Значит, этот  человек не любил свой гнев, гнев ему мешал, человек работал над тем, чтобы освободиться от своего гнева.

Выходит, что человек-то хороший, как солнышко, а гнев ему мешал, загораживал его хорошую душу, как туча загораживает солнышко.

 

Учитель. А правильно ли делить людей на хороших и плохих, говорить: «Вот этот человек хороший, а этот – плохой?» Выслушав детей, учитель сам отвечает на свой вопрос: «Бог всех задумал хорошими, с душей, прохожей на солнышко, но плохие чувства приходят в души людей, и солнышко загораживают.» Интересно, что, пока не заводя специального разговора о Боге, учитель естественно упоминает о нём в речи, внося новые и новые штрихи, из которых постепенно складывается ощущение Божьего величия и

Божьей доброты.

Учитель. А виноват человек, что его душу вдруг застилает страх или гнев или жадность или лень или обида?- Нет, человек не виноват, святые люди говорили, что человек не может помешать приходу злых чувств, как не может помешать порывам ветра охватывать себя, но человек выбирает слушаться этих чувств или не подчиняться им. Выносить их в мир или не выносить.

Учитель. А что же нам делать, если мы чувствуем, что в нашей душе солнышко  загородила туча (какое-то плохое чувство) ? Не надо пугаться, считать самого себя плохим, не надо считать других плохими и виноватыми. Надо постараться не выпускать это чувство в мир на кого-нибудь живого ( если тебе на душе плохо, все рано не надо грубить взрослым, дразнить младшего, бить щенка, ломать ветку дерева.

Учитель. А может быть, вы вспомните такие случаи, когда к вам приходили злые чувства? Как это было? Удивительно, как много огорчений,  душевных травм, ран вспоминают дети. Сама я реагирую на это словами: «Ну вот теперь ты понимаешь себя и понимаешь  того человека, понимаешь, какие пришли тогда чувства.» Пока этого достаточно. Разговор об обращении к Богу за защитой от злых чувств ещё впереди.

 

Тема. Как невидимые чувства из невидимой души переходят в видимую жизнь и действуют в ней.

Цель. Углубить знания детей о духовно – душевно – телесном устроении человека.

Дать первое понятие о простом и сложном, готовящее к работе по постижению вселенской гармонии, являющей Бога.

Показать, как то, что мы выносим из своей души влияет на материальный мир вокруг нас, строит нашу жизнь.

 

Ход беседы.

Учитель показывает детям матрёшку.

Вопросы: Всем знакома эта игрушка. Какая у неё особенность? (В матрёшке ещё матрёшка.)

Учитель вынимает матрёшек друг из друга и расставляет в ряд до самой маленькой.

Вопрос: Все матрёшки отличаются друг от друга размером, но есть одна матрёшка, которая отличается от всех остальных, она одна чем-то на всех непохожа… Какая это матрёшка? (Самая маленькая, она проста, то есть не сложена из двух частей. Они сложны, а она проста, неделима. Она – ядро, она последняя глубина, глубже её матрёшки уже нет. Всякая меньшая матрёшка могла бы сказать про большую, как про свою оболочку, но про самую маленькую как про верхнюю оболочку уже никто не скажет. В самой окончательной глубине лишь она сама.

Разговор о матрёшке – это опережающая информация, так в душе ребёнка готовится почва для мыслей о Боге как о начале начал. О первооснове, о Сущем глубиннее и первее Которого никого нет. Готовится и другой разговор о совести человека как о духовной глубине в его душе, как о главной основе человека, о Голосе Божием, об Образе Божием в человеке.

 

Учитель спрашивает: А  кто в жизни похож на матрёшку?

Дети могут догадаться, а могут и не догадаться, но так или иначе, учитель развивает мысль о том, что на матрёшку похож человек: в мире - дом, человек в доме, в одежде, но и тело - ещё не самая глубоко находящаяся  матрёшка, в теле – душа, но и душа имеет свой состав: в глубине души - совесть, её как тучи солнышко, загораживает корка из злых чувств (страстей).

Уместно все эти рассуждения сопроводить рисунком на доске:

 

            

 

 

 

На новом смысловом этапе урока главной является мысль о том, что наши невидимые чувства из души выходят во внешний видимый мир, при этом становятся поступками и воздействуют на этот мир, изменяя его. То есть душа – это не что-то эфемерное, трудноуловимое, её действия очень реальны.

Учитель приводит пример. Одна маленькая девочка рассказывает: «Иду я с папой, а у дороги котёнок пищит, такой маленький, понятно, что если оставить его одного – погибнет. Стала я просить папу взять котёнка, папа не соглашался, ведь у нас уже есть кот, тогда я предложила держать котёнка в гараже и пообещала каждый день носить котёнку еду. Папа согласился, котёнок уже вырос, так и живёт в гараже, я не забываю кормить его

Видите, когда девочка увидела котёнка, в душе у неё появилась жалость, жалость невидима, но она излилась в просьбу, а потом в действия, в заботу. Просьбу слышно, действия ощутимы, видны. А родились они от невидимого чувства.

Игра. Учитель называет чувство, кидает ребёнку воздушный шарик, ребёнок ловит и догадывается, какое дело может это чувство вызвать:

 

 

 

 

 

 

(Подобное задание уже было на прошлом уроке, но тогда только учились различать чувство и поступок, при этом то и другое называл учитель, а сейчас дети сами находят поступок-следствие).

 

Наконец, к содержанию этого урокам подходит песня Светланы Копыловой «Окно». Учитель прочитывает текст с подробным построчным комментарием (см. работу над песней «Гневливый» в предыдущем уроке).

Песня звучит в записи, дети слушают и подпевают.

Окно

  

                                 

1.    Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой - лишь на краску дверную,

И тот, что у двери, узнать захотел,

Про жизнь за окошком другую.

 

2. С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка:

- Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака,

Причудливые, как зверушки,

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

 

3. И так каждый день - то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюблённых…

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделённым.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая,

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

 

4. Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья,

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза закрывая усердно.

 

5. Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным,

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, -

На шее задёргалась вена:

Увидел он вместо того, что хотел, -

Глухую высокую стену.

 

6. Он был потрясён и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках…

-Ах, если б он видел, - сказала сестра, -

Всю жизнь он слепым оставался.

- Зачем же тогда?..- тут больной прошептал.

- Да он вас утешить старался…

 

Вопрос: Какое  чувство и в какое дело перешло у человека, лежащего у окна? А у больного, что лежал у двери? ( Одного любовь побудила создать и подарить целый мир, другой по зависти совершил убийство.)

 

Если на уроке остаётся время, хорошо обратить внимание детей на то, что невидимые мысли-задумки вложены во все созданные человеком материальные вещи, так подходим к беседе на тему «Бог-Творец».

 

Использование матрёшки как наглядности – очень выгодный методический приём, эта философская игрушка не только подобна устроению человека, не только показывает неделимой самой маленькой матрёшечкой простую совестливую глубину человека. Матрёшка путём узнавания подобий позволяет приблизиться к тайне Воскресения…Вроде бы в этом месте нашего курса для самых маленьких о Воскресении говорить пока рано, ведь пока ещё ничего несказанно о Христе Спасителе мира, даже пока ещё ничего не сказано о Боге как о Творце всего…Но раз уж речь зашла о матрёшке приведём пример беседы, где матрёшка помогает говорить о Воскресении, Пасхе, тем более, что годовая учебная программа и церковный календарь не всегда могут быть соотнесены друг с другом по времени, и когда возникает потребность упомнить о празднике, то часто это делается как опережающее обучение. Итак…

 

Вопрос. Какой самый большой христианский праздник вы знаете? (Пасха.)

Вопрос. Как ещё по-другому называется этот праздник, ещё такое же название у дня недели? (Воскресение Христово.)

Вопрос. Есть слово «воскресение», есть слово «воскреснуть», а что значит «воскреснуть»? (Из мёртвого стать живым.)

Вопрос. А воскреснуть радостно? На что это похоже? (Это как из тёмной комнаты выйти в светлую, из беды в благополучие.)

Вопрос. А слышали вы выражение «мне бы только найти выход из этой ситуации, из этой беды», как вы это понимаете?

Учитель. Вот и слово « Пасха» происходит от еврейского слова « пейсах = посох», а посох – это палка, на которую опираются при ходьбе, выходя откуда-то в дальний путь. В празднике Пасхи есть смысл  «выход, освобождение».

Вопрос. Вот яйцо. Кому из него хочется выйти? (Да, птенцу, ему темно и тесно в яйце, он, став птицей, разбивает скорлупу, чтобы выйти в светлый мир и взлететь в небо.)

Учитель. Так яйцо по смыслу  связано с праздником  Пасхи, вот и дарят люди друг другу на Пасху крашеные яйца.

Учитель. Про выход, освобождение напоминает нам не только яйцо, но ещё напоминает игрушка матрёшка. Вот, смотрите, из самой большой матрёшки выходит матрёшка поменьше, из неё… ( При этом, конечно, учитель вынимает матрёшек друг из друга и расставляет на видном месте. Потом учитель собирает игрушку, чтобы вновь разобрать её на глазах детей, но уже со следующей новой мыслью.)

Учитель. Когда-то мама носила ребёнка в себе, и маленький человек не чувствовал, что он  самостоятельный, отдельный человек, ощущал себя с мамой одним существом. Но потом ребёнок родился, вышел из мамы и вдруг явилось открытие: мама – один человек, я – другой, это – освобождение, пасха. Это похоже на то, как из матрёшки выходит другая. Сначала человек бывает ребёнком, потом из ребёнка получается юноша, потом – взрослый человек, потом – старец… Человек думает, что он только такой, потом обнаруживает в себе другой возраст, другой опыт: «я оказывается ещё и такой», это тоже похоже на то, как в матрёшке обнаруживается другая матрёшка, это – путь к самому себе, это – тоже маленькая личная пасха. У человека бывают плохие черты характера, он заблуждается, грешит; но вот он покаялся, переменил образ мыслей, сбросил себя старое плохое и начал новую жизнь, как будто из старой некрасивой матрёшки вышла новая, яркая, блестящая, это – настоящий «я» чувствует человек, и это обретение себя, и это маленькая личная пасха. Человек был привязан к деньгам, вещам, почёту, власти, но вот приблизилась смерть, и человек понимает, что в иной мир он ничто из перечисленного не возьмёт, и вот уже те материальные ценности, которые раньше были как будто приросшими к нему, вдруг оказываются ненужными, человек словно выходит из них, сбрасывает как ветхую одежду, освобождается. Наконец, человек освобождается и от тела, оказывается, что и тело тоже было ещё не он сам… Выйдя из тела, человек рождается, воскресает в другой мир. И весна, пришедшая на смену зиме – пасха, даже пробуждение после обычного сна – пасхальное состояние. Люди переживают множество различных пасхальных состояний…

Учитель подчеркивает новую мысль, которая является опережающим обучением. Но есть самая большая Пасха для всех – это воскресение Бога Исуса Христа.

Далее учитель даёт высказать детям всё, что они знают об этом, подправляя и поясняя. Но рассуждение о том, как можно было использовать матрёшку в теме «Пасха» было лишь отступлением, так как здесь по логике изложения следует урок о том, что Бог есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Бог есть. Мы чувствуем Его Мысль, Его Любовь, Его Самого в красоте и гармонии мира.

Цель. Создать на уроке атмосферу искреннего любования Божьим миром, пробудить в детях удивление, чувство невозможности охватить всю связность, сложность и красоту мира, чувство живого Источника этой сложности и красоты.

 

Ход беседы.

    Главное на этом уроке не логическая стройность, не красивость слов и даже не красота иллюстраций, изображающих Божьи творения. Главное, наличие здесь и сейчас у самого учителя чувства: «Бог в этом и в этом. Я Его чувствуюВ зависимости от меры развития детей можно поработать с ними над самим понятием сложность, рассматривая такие предметы как матрёшка, ножницы, лыжи. Лишь потом перейти к Божьим Творениям. Если же дети готовы сразу углубиться в живую красоту, то подготовительный этап рассмотрения сложности человеческих творений можно и пропустить.

 

 

 

 

 

 

Тема. Чувства и поступки.

Игра.