Подробный конспект урока-диалога «О скорлупе. И что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям»

Подробный конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечечка»: «О счастии быть с Господом Исусом Христом»*

Материалы к уроку: "Зло и страдания в мире"

Очень ценно и важно в катехизационной работе постоянно воскрешать, оживлять в сердце и в памяти ранее приобретенные духовные знания и открытия, напоминать их так, чтобы к уже имеющему логично и уместно присоединялось новое. Образно это можно представить как цепочку неких увеличивающихся по площади фигур, когда каждая последующая включает все предыдущие. Примером к обозначенному здесь принципу может послужить урок с условным названием «О скорлупе».


Следующая беседа рассчитана на ситуацию, когда у слушающих ранее были догматико-философские беседы о существе Божием. И в этом разговоре ведущий ставит цель обновить, воскресить ранее пережитые чувства изумления и едва вмещаемой радости, возникшие при беседах о непостижимых, невыразимых материальными понятиями свойствах Бога. Но это оживление не осуществляется как простое повторение по вопросам. Сначала катехизатор концентрирует внимание участников беседы на сравнении скорлупы, окружающей птенца и скорлупы материальности, пленившей создание людей.

Почувствовав из сравнения с птенцом нашу человеческую ограниченность, слушатели подготавливаются к тому, чтобы потянуться к большему, чем наша «скорлупа», к существованию, состоянию, свойствам, действиям, несравнимым по качеству своему ни с чем из знакомого нам.

И на подъеме, рождающемся от стремления к непостижимому, участники беседы гораздо оживленнее и заинтересованнее размышляют и говорят о свойствах Божиих. Происходит повторение, но об известном говорится совсем в другом контексте. И это, конечно, лучше механического воспроизведения догматов в ответ на контролирующие вопросы.

Слушатели вместе с катехизатором открывают для себя, что такие размышления дают счастье приближения к Богу, и что самое высшее счастье, к которому назначен человек, - это встреча с Богом в глубине своего сердца.

Далее можно сказать о храме, как об особом средстве надломить, пробить скорлупу, отгораживающую душу от Бога. Но этот момент факультативный.

Важнейшим же новым логическим звеном в катехизации, следующим за беседой о скорлупе, и о счастье встречи с Богом, являются мысль о том, что если человек сам не может пробиться сквозь скорлупу материального мира к недоступному Богу, то Бог навстречу человеку входит в материальную скорлупу, сам становится Человеком. Эта мысль естественно вытекает из повторения, по смыслу продолжает, надращивает его.

Таким образом, подходим к главнейшему в христианском откровении – к воплощению, вочеловечиванию Бога «нашего ради спасения».

Думаем, что во-первых , надо говорить о цели вочеловечивания Бога, которая в том, чтобы Богочеловек явил Собой невыразимого Бога, стал живым Словом: «Бога не видел никто никогда, единородный Сын … Он явил».

То есть, в соответствии с нашим восприятием, когда мы недоступное заменяем доступным, неуловимое стараемся понять через имеющее плоть, бестелесный Бог телесно является людям, становясь Тем, Кто более всего нам понятен из нашего «внутрискорлупного» опыта» - человеком. Такому осмыслению пришествия Бога в человеческий мир надо посвятить особую беседу.

Но Бог пришел и для того, чтобы страдать и умереть, Своею смертью искупить и умертвить наши грехи, совершить для нас Воскресение в вечный райский мир. И мы имеем возможность соединиться со смертью наших грехов, пережитой Исусом Христом и Его Воскресением в таинствах Святого Крещения, Покаяния, Причастия. Этому, второму осмыслению цели воплощения Бога надо посвятить несколько особых бесед.

 

О скорлупе.И что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям

(Подробный конспект урока-диалога)

Учитель: Вот я вам принесла книжку, где нарисован цыпленок. Видите: валяется разбитая скорлупа, он только что из нее вылез, а совсем недавно сидел в ней как в домике, вот так: только окошечек в этом домике нет, а стены какие? (белые и круглые

Вопрос: А как вы думаете, что видел цыпленок вокруг себя, пока еще не вылупился, пока сидел в скорлупе?

(Только эти круглые белые стены.)

 

Учитель продолжает: Вот так, значит, сидит он в яйце, а вокруг гнездышко, трава, солнце, облака, куры ходят.

 

Вопрос: А цыпленок, сидя в скорлупе, все это видит? (Нет.)

Вопрос: А представить, увидеть в уме все это: зерно, солнце, кур - весь этот мир он сможет? (Нет)

Вопрос: А почему?

(Потому что никогда этого не видел, и в его мозгу нет таких картинок (образов)).

Вопрос: А если бы был курино-цыплячий язык рассказать ему обо всем, что во вне, можно было бы? Слова вызвали бы в уме его картинки, образы?

(Нет, он не понял бы и не представил бы, даже если бы ему и сказать по - куриному «солнце» или «трава», он все равно ничего не представил бы, никакой картинки бы у него в голове не появилось, потому что не видел, не пустил в ум этот образ раньше. Зримым картинам из – за скорлупы в его уме и появиться неоткуда).

Один мальчик сказал: « Вот если бы внутрь яйца поставить крошечный телевизор и передать по нему весь вид мира, только тогда можно было бы донести до цыпленка, каков мир»

Учитель предлагает в качестве вывода: Представить что - либо таким, как оно есть, можно только, если с этим встречаешься, познаешь своим зрением, слухом, другими чувствами, своим опытом.

Вопрос: А как вы думаете, тянутся ли цыплята к внешнему «заскорлупному» миру?

(Нет, цыплята в скорлупе живут, как будто никакого мира и нет, не думают о нем и не верят в его существование.)

Учитель. Если уж только какой–нибудь особенный цыпленок будет предчувствовать что-то большее, чем его скорлупа, тогда он напряжется, рванется, потянется к неведомому всем своим маленьким существом. Он, конечно, не дотянется, но …

Кому лучше: ему или обыкновенным цыплятам?

( Лучше ему, ведь он живет в предчувствии счастья, в предчувствии выхода в другой мир.)

 

Учитель продолжает, еще раз обновляя внимание слушателей тем, что одновременно с рассуждениями прикрепляет на доску картинки, изображающие людей (например, мальчика и девочку ), а вокруг картинки с изображением одежды, мебели, вещей, посуды, домов, улиц, леса, реки, разных растений, животных - всего материального. Картинки можно вырезать из старых книг и журналов. Автор рекомендует иллюстрации Ирины Шаропаевой к изданию "Молитвослов для самых маленьких" М, Даниловский благовестник,2000.

Изображения постепенно появляются на доске.

Учитель комментирует.

А знаете, ведь и с людьми бывает кое - что похожее. Люди тоже могут представить только то, что когда - то видели, слышали, трогали, нюхали. Одежду, пищу, свой дом, космос и т.д. Вокруг людей мир ощутимый их чувствами.

Этот вещественный видимый мир называется материальный. Материальный мир вокруг людей как скорлупа вокруг цыпленка. Эта материальная скорлупа очень большая, но она все – таки ограничивает человека, потому что человеку трудно поверить и представить, что есть еще что-то совсем другое, другого качества, с другими законами, что не материально, что невозможно воспринять ни одним чувством.

Но хотя людям и трудно в это поверить, но есть другой невидимый, невещественный мир. Он называется духовный.

 

Учитель продолжает: Прежде всего человек умом охватить не может Бога, потому что Лицом к лицу не видит, рукой не дотрагивается. Бог совсем не такой, как все то, к чему мы привыкли в этом материальном мире. Он другой. В привычном мире, в этой скорлупе, нет ничего и никого, с кем, с чем можно было бы сравнить Бога.

 

Учитель, обращается к изображенному на классной доске, в новый материал включает элемент повторения:

Вот, что не возьмет человек для примера отсюда, изнутри скорлупы, из нашего опыта, и ни про что нельзя сказать: «Вот, Бог такой!» Бог как человек? – Нет! Ведь человека Бог создал. Человек – Его дело. И не может человек создать мир, звезды, которым нет числа. Человек телесный, а Бог невидимый, бестелесный Дух.

•  Так Бог как воздух, свет, тепло? – Нет! Свет, тепло, воздух безличны, не думают, не любят как Бог. Они сами созданы Богом.

Вопросы : Когда впервые маленькому ребенку говорят о Боге, то как он представляет Бога?

Представляет, что Бог - это сама икона.

Потом ребенку объясняют, что икона – только изображение, а Бог живой, на небе. И ребенок начинает представлять Бога Дедушкой, сидящим на облаке.

•  Почему у маленького ребенка возникают такие представления? – Потому что ему так легче. Того, Кого нельзя увидеть и понять, ему хочется заменить видимым и понятным.

- Если ребенок вдумается в молитву «Царю Небесныи Душе истинныи», то поймет, что Бог – не дедушка на небе, а Дух Истинный, «иже везде сыи», и сразу на слово Дух, ум отзывается представлением о воздухе, но и от этого представления придется отказаться. Бог – Дух - скорее Любовь, а не воздух.

Так с каждым новым пониманием Бога, человек на ступеньку поднимается, приближается к Нему, а от предыдущей ступеньки отказывается. Но и ту ступень понимания на которой стоит, он должен будет оставить, чтобы подняться ближе к Богу.

И такой ступени, когда человек поймет окончательно существо Божие, не будет.

Материальные слова «большой»; «маленький» не подходят к Богу. Бог не большой, не маленький, а Весь во всем целиком. Он входит и в маковое зернышко и охватывает звездные миры.

 

Еще вопрос на повторение: А что еще я вам говорила о Боге чудесного, такого, что представить очень трудно, что нам в нашей жизни, в нашем опыте не встречалось?

Чудесно то, что все, что мы знаем, из чего- то сложено, из чего – то состоит: дом из кирпичей, платье из ткани, живые организмы из живых клеток, вещества из молекул. А Бог не из чего не составлен, ведь Он не из чего не составлялся, и Его никто не составлял, Он был и есть всегда, Он – самое первое Начало, самая первая Основа, Тот, Кто начинает, составляет, вызывает из ничего все существующее. Удивительно? Не охватывается нашим умом, да? Поразительно то, что любой человек, любой предмет может быть только в одном месте, вы же не можете одновременно и суп дома есть, и во дворе бегать, и в автобусе ехать, и за партой урок слушать. А Бог везде, нет во всей вселенной такой точечки, где бы Его не было, и Он не растекается, не распространяется по миру, а в каждой точке одновременно присутствует всем Своим Существом.

Вопрос: А Бог добрый? (Он – самая большая Доброта, у всех добрых есть те частицы, которые от этой доброты даны, как лучики от солнца).

А сильный? (Бог – самая великая Сила, непобедимая Сила, нет никакой силы больше).

А мудрый? (Чтобы мы не пытались в природе, в космосе понять, постичь, Он задумал и устроил, Он – та Мудрость, которой соединено все существующее).

Учитель: Еще одно поражающее свойство Бога то, что Он есть, присутствует не только везде, во всяком месте, но и во всяком моменте времени и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. (Если этот фрагмент дается подробно, то можно схематичными рисунками изобразить, как человек проживает жизнь последовательностью настоящих моментов, а Бог охватывает все протяжение времени одним настоящим, и во всех моментах времени одновременно присутствует).

Для Бога все настоящее.

прошлое

настоящее

будущее

для человека

Вопрос: А вот когда говорили о таких чудесных свойствах Бога, что переживаем? (Радость, какой-то внутренний полет).

Вопрос: Это важное чувство?

Вопрос: А оно часто бывает у людей? Почему приходит редко?

(Хлопочут по хозяйству, по работе, что и где купить, как пробиться вперед, как отстоять свое мнение. Очень многие люди не только не знают радости приближения к Богу, но даже и не верят в то, что Бог есть).

Вопрос: Почему же мы люди не верим в Бога?

(Ум боится выйти за скорлупу).

Вопрос: Так, когда же человек счастлив, когда ум и сердце у него сидят в скорлупе или когда напрягаются, тянуться, стремятся познать Бога? Выслушивая и дополняя ответы учеников, учитель создает на доске схематический рисунок

Чем яснее человек ощущает Бога, тем счастливее.

А когда человек умом и сердцем забивается в скорлупу, в нем что-то гаснет.

Учитель делает переход к следующему смысловому этапу беседы.

Самое большое счастье – постоянно чувствовать Бога сердцем ясно, явно, близко, более реально, чем находящегося рядом человека. Но это приближение к Богу, радость о Боге часто ускользает как замирающий, прекрасный звук.

Чтобы удержать близкое чувство Бога, чтобы не терять, не забывать самое большое счастье, люди строят храмы.

интерьер Рогожского храма

Учитель продолжает: Кто был внутри храма, тот видел, что все его убранство, торжественное и светлое, помогает удержать душу близко к Богу.

Входит человек, перед ним мир удивительной красоты и гармонии, в котором соединились теплые огоньки свечей и лампадок, лики икон, вдохновенное пение, благоухание ладана. И душа человека распахивается навстречу Богу, как окно навстречу свежему ароматному утру. Свечи зажигаются в храме одна от другой, и радость о Боге, молитвенный подъем передаются от души к душе.

 

Здесь уместно включив фрагмент церковного пения, пронести по рядам открытки с изображением убранства храмов, лиц молящихся.

О храме можно на различных уроках упоминать по разнообразным поводам, постепенно наращивая знания о храмовой символике, о богослужении, о иконе.

А можно храму посвятить специальную беседу или даже несколько бесед.

Хочу обратить внимание также еще и на то, как на одном из своих смысловых этапов беседа может иметь разное продолжение. Например, после того как катехизатор и участники беседы прочувствовали, что высшее счастье человека-это приближение к Богу, катехизатор по-разному может далее строить беседу, присоединять далее различные смысловые этапы. Как предложено выше далее можно побеседовать о храме. Также здесь очень уместен еще один смысловой блок, смысловой этап. А именно: сказав, что быть с Богом – это исполнение назначения человека, мы с сожалением понимаем, что удержать себя в этом состоянии открытости Богу человеку трудно и по причине греховности, и потому, что не пускает душу к видению Бога скорлупа материальности. И вот раз человеческое сознание из этой скорлупы вырваться не может, то Бог Сам идет навстречу человеку в эту материальность, в эту скорлупу. Входит в скорлупу таким образом, что Сам становится Человеком, становится тем, Кто наиболее воспринимаем нашим сознанием, Тем, Кто нам наиболее понятен. Это мысль о вочеловечивании Бога ради приближения к человеку может быть дана следующим образом.

На доске уже прикреплена наглядность

Рядом с двумя уже имеющимися рисунками учитель создает третий рисунок.

Рисуя, учитель одновременно рассказывает:

«Стоит в лесу муравейник, и в нем множество маленьких муравьишек. Что могут они охватить, воспринять? Свой муравейник – кучу соломинок и хвоинок, с множеством ходов – лабиринтов, тропинки вокруг муравейника среди цветков и трав, тропки по стволам деревьев.… А весь лес со множеством деревьев ни одному из муравьишек не окинуть взглядом, не охватить.

Ночью яркая, блестящая звезда засмотрелась на муравейник. Вот какой он, маленький муравьишка! Как, наверное, хорошо было бы ему, если бы он увидел звезду, если бы порадовался ее мягкому сиянию! Если бы почувствовал, как ласково гладит его звездный лучик. Звезда полюбила муравьишек и захотела подарить им свою любовь, обнять их своим светом. Но она поняла, что будет изливать свет, и любовь, но ни один муравей не сможет их воспринять и ответить звезде любовью и радостью, ведь муравьи даже деревьев целиком не видят. Не сможет муравей дотянутся до звезды, не вырастут так его ум и душа!»

Вопрос: Как вы думаете, что же сделает звезда?

(Сама станет муравьем, придет в муравейник и на понятном муравьином языке передаст им радость и любовь, которые им были недоступны).

Вопрос: А теперь снова посмотрите на рисунок, где люди «скорлупой» отгородились от Бога. Не происходит ли здесь что-либо похожее на отношение звезды и муравьишек?

Поддерживая высказывания участников беседы, учитель сам дает ответ.

Бог постоянно своей любовью поддерживает в нас жизнь, прикасается к нашей душе, чтобы озарить ее вечным светом. Но души людей остаются слепыми и закрытыми, способными воспринимать только земное, чувственное, вещественное. И как далекая и непонятная муравью звезда стала понятным и близким муравьям, так и Бог пришел к людям и стал Человеком. Стал Человеком, потому что человеку человек ближе и понятнее всего. Тем самым как бы вошел в скорлупу, в мир понятный и доступный людям. Среди всех земных людей Бог избрал самую добрую, светлую и чистую Девушку, на церковном языке Деву. Имя Ее - Мария. Избрал для того, чтобы Она стала Его земной Матерью. Бог невидимо вошел в Нее. Вспомним, ведь Бог везде, в каждой точке находится Весь, не разделяясь, Бог входит во все, присутствует во всем Но войдя в Деву Марию, Бог стал строить в ней Тело Ребенка, Младенца. Бог невидимый и бестелесный. Но чтобы приблизится к восприятию людей, явно, ощутимо открыться нам, Бог соединяется с настоящим живым человеческим Телом, одевается Плотью в чреве Девы Марии, которую Он избрал быть Своей Матерью. Организм Младенца рос, строился и развивался в Своей Матери также девять месяцев как и организм всякого ребенка. Но ни один ребенок не помнит своего зарождения и уж, конечно, не руководит им, он ведь сам только начинается. Бог же не начинался в Своей Матери, потому что Он есть всегда. По Своему решению, Он из мира бестелесного вошел в Нее, в Ней оделся Телом, вышел из Нее в мир телесный, материальный, вещественный Богочеловеком. Вышел «исполнив всяческую правду», то есть принять на Себя, все то что присуще каждому человеку, после того, как человеческий род впал в грех и стал смертным и тленным. Человеческое Тело Бога по качеству своему было таким же вещественным как наш мир, как все, что внутри «нашей скорлупы». Безначальный и бесконечный Бог начал свою земную жизнь с Младенчества, потом был Отроком, потом Юным, потом зрелым Человеком опять же совершал всю человеческую правду, проживая те же возрасты и те же этапы, что и каждый смертный человек. Как Человек Он назван был именем Исус. Но во внешности, лице, взгляде всякого даже очень хорошего человека виден грех, таящийся в душе. Внешность, взгляд, голос, движения, жесты, слова, поступки Исуса Христа показывали не грех, а Бога. Ведь греха в Исусе Христе не было, а из Его человечества сияло Божество. Ведь Исус Христос одновременно и Бог, и Человек.

Учитель пишет на доске слово: Богочеловек

 

Учитель продолжает. Если хирург сделает операцию, разрежет человека, то не найдет и не увидит в нем любовь, но она есть, хотя по сравнению с Божьей Любовью, человеческая любовь очень маленькая и несовершенная. Но есть невидимая, всемогущая Любовь, наполняющая и держащая в единстве все миры. И вот эта невидимая Любовь вдруг обрела Человеческую плоть, лицо, глаза и голос, движения. И это Исус Христос. Видимое явление невидимой Любви. «Бога не видел никто никогда…. Единородный Сын… Он явил». Поэтому в церковных молитвах Исуса Христа называют Бог – Слово.

 

 

О счастии быть с Господом Исусом Христом

(Подробный конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка»)

Вступление с предварительным заданием:

Принесла прочитать книгу, которую очень люблю. Рассказ называется «Свечечка». А вот когда закончу чтение, то задам вам вопрос: «чем история свечечки похожа на человеческую жизнь?»

Задание перед чтением пробуждает уже в первом восприятии заметить символику и сделать самостоятельные открытия в человеке.

 

Ч т е н и е

В храме на подсвечнике горела маленькая свечечка. Ее зажгли совсем недавно, и, когда над ней затре петал золотой огонек, ей показалось, что у нее открылись глаза. Она осмотрелась и увидела, что рядом с ней стояли такие же свечки — все они беззвучно горели вокруг нее, и свет каждой из них поднимался вверх, к иконе. Свечечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. «Это Он, это Он», — поду мала свечечка и изо всех сил потянулась своим огонь ком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любо вью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечечка услышала, что люди в храме называют Его Исус. О, как ей вдруг захоте лось стать бол ьш ой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Исусу: «Я люблю Те бя». Она забыла, что была всего на всего маленькой церковной свечечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечечка старалась гореть ярче других, чтобы Исус догадался, что она Его любит. Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по-настоящему заплакала, потому что поняла, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Исуса. А капельки воска текли и текли с нее, как горячие слезы. И вот от свечечки почти ничего не осталось. Тогда к ней подошел человек и дунул на нее. Но в последний момент она вспыхнула так ярко, как будто хотела крикнуть: «Я хочу быть с Тобой, я очень хочу всегда быть с Тобой. Увидь меня!» И ей показалось, что Исус взглянул на нее...

Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно-зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. И вдруг один мальчик увидел ее и сказал: «Смотрите, свечечка, она пришла к нам». А свечечка почувствовала, что с ней творится что-то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о какой даже не догадывалась в своей прежней коротенькой жизни. Дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного ангела с огромными, словно горящими, крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Исуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы. Она увидела Его Самого и, когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратившаяся в чудесного ангела, — взлетела и села на плечо к Исусу. Теперь это было совсем легко и не надо было тянуться вверх изо всех сил и плакать оттого, что ничего не получается. «Что же со мной случилось? Как все это произошло? Неужели это правда?» — спросила она, заглядывая в лучистые, самые удивительные на свете, самые бездонные и добрые глаза.

— Это правда, — сказал ей Исус. — Ты так горячо молилась и тянулась ко Мне! А когда кто-нибудь тянется ко Мне так жарко и настойчиво, сердце Мое не может отказать ему ни в чем.

— Разве я молилась? — удивилась свечечка. Я даже не знаю, что это значит молиться...

— Молиться, — улыбнулись ей Глаза, — это значит тянуться ко Мне всей своей жизнью, как тянулась ты, это искать Меня и чувствовать Мой взгляд. Ты так хотела быть со Мной, что Я превратил тебя в ангела. Теперь ты всегда можешь видеть Меня.

Голос Исуса был так мелодичен и ласков, что свечечке захотелось смеяться и петь. И она запела. И когда она снова заглянула в необыкновенные глаза, то увидела в них — храм, тот самый, где она недавно горела, и подсвечник, и своих сестер — свечечек. И она прошептала: «Сильнее горите, сестрицы, сильнее, и ничего не бойтесь», — так прошептала свечечка, ставшая ангелом. И свечи там, в церкви, закивали в ответ своими яркими золотыми огоньками. И она поняла, что они услыхали ее.

И ей показалось, что даже люди молящиеся в храме, расслышали ее слова. «Сильнее горите, сильнее, жарче!» — прошептала она людям и, расправив крылья, влетела в поток радостного, вечно утреннего света? в котором кружились, смеялись и пели дети, птицы и ангелы. И бескрайнее небо сияло так нежно и сильно, как будто вся любовь Исусовых глаз отразилась в нем.

 

Беседа после чтения

Вопрос : Свечку зажгли совсем недавно, когда над ней затрепетал золотой огонек, ей показалось… Что показалось?

(Что у нее открылись глаза)

Вопрос: Свечка начала свою жизнь с того, что ее зажгли… А с чего начинает жизнь человек?

(С рождения)

Вопрос: Когда свечку зажгли и у нее открылись глаза, она увидела вокруг себя храм и много свечек.… А что видит человек, входящий в жизнь?

(Мир людей)

 

Вопрос с перечитыванием маленького отрывка. Перечитывание дает возможность более глубокого понимания. То, о чем не догадались сразу, может открыться при повторном прочтении.

«Свет всех свечек поднимался вверх, к иконе. Свечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. «Это Он, это Он» подумала свечка и изо всех сил потянулась своим огоньком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любовью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечка услышала, что люди в храме называют Его Исус. О, как ей вдруг захотелось стать большой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Исусу: «Я люблю Тебя». Она забыла, что была всего на всего маленькой церковной свечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечка старалась гореть ярче других, чтобы Исус догадался, что она Его любит».

икона Спас Нерукотворный

Увидев икону, образ Исуса Христа, свечечка подумала: «Это Он, это Он!». Как будто что-то доброе и хорошее толкнуло ее в сердце.

Вопрос: А почему именно слово «Он» родилось в душе свечки, не слово «Бог, Исус», а слово «Он»?

(Свечка только начала свою жизнь и слов «Бог», «Исус» она не знала)

Вопрос: А что стояло для нее за словом «Он», чем для свечки было наполнено это слово? Что значит «Он»?

(Он – значит самый необходимый в жизни, самый близкий)

Вопрос: А с людьми такое бывает? Люди переживают такой момент, когда душа человека восклицает. «Это Он! Это Он!»?

 

В первом классе разговор в этом месте принял неожиданный и удивительный оборот. Мальчик сказал: «Когда ребенок рождается в мир, над ним наклоняются врачи, а потом его берет его мама. Новорожденный не знает слова «мама», не знает имени своей матери, но его тоже как будто что-то толкнет в сердце и всем своим существом ребенок почувствует: «Это она! Это она!»

 

Учитель «наводит» на мысль об уверовании человека.

Все люди слышат о Боге. Некоторые противятся, а для многих все, что о Боге, как-то в стороне, как-то от них самих отдельно. Но к некоторым вдруг приходит такое же счастье, как к свечке. Бог невидимо дотрагивается до души, человек ощущает в глубине себя какой-то теплый счастливый толчок. Душа как будто отрывает глаза и явно видит Бога, она распахивает навстречу Ему, и Бог входит в душу человека и заполняет всю душу светлым, чистым счастьем.

Вопрос: А потом? Что потом будет, к чему будет стремится, чего больше всего на свете будет желать и свечка, и человек?

(Кто увидит Бога, встретится с Ним, ясно почувствует Его в глубине своей души, тот будет хотеть быть с Богом всегда)

Свечка хотела дотянутся до Исуса и никогда с Ним не расставаться. И душа человека, однажды почувствовавшая Бога, тянется к Нему всю жизнь.

Свечка старалась гореть ярче…

Вопрос: А как может человек гореть ярче для Бога?

 

Перечитывание

«Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по-настоящему заплакала, потому что поняла, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Исуса. А капельки воска текли и текли с нее, как горячие слезы» «… чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча…»

 

Вопрос: Свечечка горит, а что происходит с ее жизнью?

(Жизнь все сокращается и приближается к смерти.)

Вопрос: Отчего же заплакала свечечка?

Вопрос: А что похожее на таяние свечки происходит с человеком?

(Чем дольше живет, тем меньше и меньше остается жить.)

Вопрос: А бывает ли похожее горе у человека?

(Человек тянется, но не может совсем дотянутся до Бога и остаться с Ним.)

 

К ответу учитель привязывает продолжение рассуждения

Бог невидимый, и таинственный и чудесный, непохожий ни на что из того, что мы видели, с чем встречались в жизни, приблизится к Нему трудно, да еще Его от нас загораживает вещественный, грубый, ощутимый мир. Он как скорлупа отделяет нас от Бога.

Вопрос: А еще: вот чистое окно и запыленное. Сквозь какое ярче и лучше проходят лучи?

(Сквозь чистое.)

Вопрос: Это на стеклах пыль и грязь, и они плохо пропускают свет. А на душе… Что?

(Следы грехов.)

Вопрос: И? - … и загрязненная душа плохо видит в себе Бога. Поэтому человек тянется к нему, а дотянуться не может.

Учитель: Свечка растаяла, и человек задул ее. Свечечка умерла,

В этом нашем вещественном мире свечечки на стало, но это не значит, что ее не стало нигде. Она исчезла в этом мире и оказалось в мире другом: невидимом, духовном.

Учитель проводит сопоставление: Свечечка умерла, и люди тоже умирают. Кто помнит, что я рассказывала про смерть? Как вы представляете смерть: это для человека конец, и больше его нигде нет, или что-то происходит и после смерти?

Может быть, творчески строя свой учебный курс, Вы на предшествовавших уроках уже поговорите о жизни после смерти, об аде и рае. В этом случае от детей ожидается примерно такие мысли:

- Здесь душа невидима, но когда она попадает в духовный, невидимый для нас мир, где ангелы и другие души, то они друг друга видят. И в том мире у души два пути.

Если же о жизни после смерти это упоминание самое первое, то оно носит характер предварительного разговора, опережающего обучения. В дальнейшем аду и раю будут посвящены специальные уроки. Ведь без глубокого размышления о посмертной участи, не почувствовать сильно необходимость спасения.

 

Вопрос: Какие? Что вы знаете про ад? Про рай?

Учитель: Исчезла свечечка в этом мире. А вновь открыла глаза уже не в земном жизни, не на подсвечнике в храме, а в светлом духовном мире, в раю.

Это место в рассказе, где сказано про рай, самое красивое. Я перечитаю этот отрывочек, а вы закройте глаза, положите голову на руки и постарайтесь то, что я читаю представить, увидеть в уме картинками. А потом скажите, что развернулось, нарисовалось в вашем воображении.

Перечитывание.

«Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно-зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. И вдруг один мальчик увидел ее и сказал: «Смотрите, свечечка, она пришла к нам». А свечечка почувствовала, что с ней творится что-то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о которой даже не догадывалась в своей прежней жизни. дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного ангела с огромными, словно горящими золотыми крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Исуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы. Она увидела Его Самого и, когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратилась в чудесного ангела, - взлетела и села на плечо к Исусу. Теперь это было совсем легко, а не надо было тянутся вверх изо всех сил и плакать от того, что ничего не получается.»

Учитель побуждает детей рассказать, каким представлялся им рай, во время слушания.

Вопрос: А такие ли это птицы, деревья и цветы как в нашем вещественном мире, и можно ли долететь в рай на ракете?

(Как в аду огонь сделан не из такого пламени, как в костре, а из злости, ярости, возношения, зазнайства, - из невидимого пламени, которое разжег в своей душе…

Вопрос: Кто? – Сам человек…

(И змеи в аду не такие, как у нас по земле ползают, а из подлости, предательства, трусости, так и райская красота: цветы из доброты, радости, любви. НО НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВСЕ ЭТО ДРУГОЕ, СОВСЕМ НЕ ТАКОЕ КАК НА ЗЕМЛЕ, ВСЕ ЭТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.)

Мысль о инаковости невидимого мира, о том, что он не приравнивается к земному миру и нашему земному опыту, требует от детей большого внутреннего напряжения. Но именно ощущения того, «что существует больше того, что я могу вместить» делает человека готовым к выходу на новый уровень восприятия. И с другой стороны ощущение инакового защищает веру, не дает ей пошатнутся от критики, действующей в ограниченных материальных пределах.

Не каждому слушателю дано сразу же оторваться от единственного известного материального и сделать движение ввысь к непостижимому и невидимому. Поэтому эта мысль о существовании того, что ни с чем из известного нам несравнимо должна предлагаться не только в этой бесед,е но на многих предшествующих и последующих уроках по разным поводам и в разных формах.

 

Учитель продолжает: Вот если мы полетим на ракете по раю, то все равно рая не увидим. Чтобы в раю быть и рай видеть, надо из этой жизни умереть, а в раю родится, воскреснуть и тем в рай войти.

Можно сказать по-другому.

Чтобы видеть рай, надо самим стать райскими, родственными всему тому, что есть в раю, такими же, как то, что там есть

Вопрос: Кстати, а что произошло со свечкой, когда она оказалась в раю? Она сама как-то изменилась для того, чтобы быть там?

(Превратилась в ангела.)

 

Хорошо рассматривая вмести с детьми обложку книги Суздальцева «Свечечка», обратить на внимание, что она стала таким ангелом, по внешнему виду которого все-таки можно догадаться, что это – Свечечка.

Так и люди спасшиеся, вошедшие в рай одновременно остаются и теми же самыми и становятся новыми.

Если эта беседа по рассказу «Свечечка» составлена с детьми, читавшими Евангелие, или даже со взрослыми, то уместно напомнить о том, что воскресший Исус Христос имел тело, внешний вид такой, что его не сразу узнавали, то потом вдруг открывалось, что это же Он, воскресший Спаситель! Его тело, Его внешность были райскими, такого качества, какие будут у всех спасенных людей, вошедших в духовный райский мир.

Самый лучший пример, показывающий, что для вхождения в иной, духовный мир надо умереть в привычном нам, земном качестве и родится в качестве ином, райском, - это пример самого Исуса Христа, сказавшего во святом Евангелии, что «если семя, падши в землю, не умрет, то не сможет взойти колосом». Для разъяснения этого приточного сравнения можно использовать меловой рисунок на доске.

Вот один мир – почва, и в нем растение живет в состоянии семени. Чтобы из этого мира выйти, семя умирает, сгнивает, но растение продолжает жить, это же самое растение рождается, воскресает в состоянии колоса и этим своим воскресением входит в другой мир, мир солнечного света, чистого воздуха, высокого неба, облаков, трав, деревьев.

 

Вопрос: А можно ли и про свечечку сказать, что она умерла и снова родилась?

Здесь также уместен меловой рисунок подобный первому.

в земном мирев духовном, райском мире

Учитель делает логический переход к следующему этапу беседы.

Такая же «смерть из этого тленного, жестокого мира» и «рождения в вечный светлый мир может произойти и с людьми».

Вопрос для перехода к новому смысловому этапу.

Вопрос: А со всяким ли человеком произойдет такое превращение, всякому ли будет дано второе рождение в райскую жизнь?

(Нет, только с теми, кто будет спасен, взят Богом в вечную райскую жизнь.)

Учитель: Вот вы слушали рассказ про свечечку, сравнивали историю свечечки с судьбой человека, а пришло ли вам в голову хоть на минутку, что вот так и с вашей душой будет, может быть, как свечечка ты, и ты, и ты переживешь новое рождение и войдешь в другой мир… Понимаете, это не мечта, не сказка, вот так же как когда-то вы доживаете до конца учебного года и это будет очевидно, и вы будете в этом, так же как когда-то вы будете оканчивать школу, сдавать выпускные экзамены, и вы будете это проживать, будете большими, так же явно, ощутимо вы можете стать другими (райскими, какими здесь люди не бывают) и перед вами раскроется мир, который мы сейчас никакими словами передать и нарисовать не можем, потому что в нашем языке нет таких слов. Вот человек умер, его сердце остановилось, душа вышла из тела… Понимаете, этот момент может прийти к вам, и все новое будет вокруг вас и вы будете новыми. Но может быть и по-другому: в душе объявятся, обнажаться все плохие мысли, чувства, все то, что было в нас, когда мы ругались, ненавидели, лгали, обижали, возносились, добивались первенства, искали мщения. Когда это соберется вместе, душа станет как черная пропасть, переполненная болью, которую невозможно выносить. И не сверкание радостных ярких красок увидит душа, а противных бесов, таких страшных, каких не придумают ни в одном фильме ужасов. И будут тянуть к душе свои вонючие, когтистые лапы и потащат в свой черный горящий ад. И это тоже может быть по-настоящему, на самом деле.

Я верю, что все про ад и рай – это правда, и что с душой будет или то или то… И мне страшно…

Вопрос: А вы сейчас что-либо почувствовали, дрогнуло что-то у вас в сердце?

 

Учитель побуждает высказываться как можно больше детей.

Учитель продолжает: А есть люди, которые про жизнь после смерти тела и слушать не хотят, отмахиваются и говорят: «Это все выдумки! Некогда мне этими мечтами заниматься, у меня другие заботы: бедный скажет – вот у меня холодильник сломался, думаю, где денег на ремонт взять, или вот думаю, чем семью кормить. Богатый скажет: вот целый автобус товара привез, надо продавать. Отстаньте вы со своим раем! со своим адом!

 

Вопрос: Правы ли такие люди? Что же на самом важнее? Почему?

(Земное временно, останется, то что после смерти – навечно.

 

В ся данная разработка разделяется на несколько занятий, и этому смысловому отрывку о беспокойстве, заботе о вечной участи, о страхе смерти посвящается отдельный урок, здесь хорошо прочесть «Притчу о безумном богаче» и подробно по ней побеседовать.

 

Учитель подводит итог: Люди как будто спят, отдают все время и силы, все заботы и волнения тому, что здесь оставят. Ясно не понимают и не чувствуют, какая это горечь и обида лишится рая и как невыносимо страшно попасть в ад. Если бы люди «проснулись», то не только не стали бы отмахиваться, а захотели бы вечного спасения больше всяких дорогих подарков, больше всяких дорогих вещей, дорогих квартир и машин.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним рассказ «Свечечка». Как много прекрасного открылось свечечке в раю, но что же из прекрасного было самым-самым светлым лучшем, радостным и дорогим?

(Бог близок и не надо тянутся и плакать, оттого, что все-таки всегда остается, разделяет расстояние, всегда есть преграда. В раю душа и Бог – одно, душа находится в Боге, и Он в ней. Человек соединяется с Богом и чувствует Его как самого себя.)

 

 

Зло и страдания в мире

(Материалы к уроку)

Беседы о Искупительной Жертве нашего Господа я считаю необходимым предварить уроками о зле, страданиях и несовершенствах нашего мира. Нельзя, чтобы мысль: «Сын Божий спас людей (человечество) от грехов» стала просто заученной формулировкой. Пусть слова «грех, зло» вызывают у детей личную боль и неприятие, не люди – грешники, а грех и зло (прежде всего в самих себе) это их личные враги. Современные СМИ переполняют души зрелищами зверств, крови, душа глохнет, страдания воспринимаются как что-то механическое, пропадает умение почувствовать как свое, что же переживает страдающий.

Поэтому беседовать с детьми о страданиях, надо начиная не с общих слов о кровавой и слезной истории человечества, и не менее страшной современности, а с доступного детскому сочувствию – со страданий животных. Сама я плачу вместе с детьми, читая Э. Асадова «Яшка», «Стихи о рыжей дворняге». Эти произведения тем и ценны для пробуждения сочувствия, что они не столько внешне рисуют травлю и издевательства над лисенком, гибель верной собаки, а в них то, что переживает страдающий («ночь для Яшки всего дороже», а утро, когда травят «придет, не придти не может»).

 

Учитель читает стихотворение Эдуарда Асадова «Яшка»

Я Ш К А

(С незначительными сокращениями)

Учебно-егерский пункт в Мытищах,

В еловой роще, не виден глазу.

И все же долго его не ищут.

Едва лишь спросишь – покажут сразу.

Еще бы! Ведь там не тихие пташки,

Тут место веселое, даже слишком.

Здесь травят собак на косматого мишку

И на лису – глазастого Яшку.

Их кормят и держат отнюдь не зря,

На них тренируют охотничьих псов,

Они, как здесь острят егеря,

«Учебные шкуры» для их зубов!

Ночь для Яшки всего дороже:

В сарае тихо, покой и жизнь …

Он может вздремнуть, подкрепиться может,

Он знает, что ночью не потревожат,


А солнце встанет – тогда держись!

Егерь лапищей Яшку сгребет

И вынесет на заре из сарая,

Туда, где толпа возбужденно ждет

И рвутся собаки, визжа и лая.

Брошенный в нору, Яшка сжимается.

Слыша, как рядом, у двух ракит,

Лайки, рыча, на медведя кидаются,

А он, сопя, от них отбивается

И только цепью своей гремит.

И все же, все же ему, косолапому,

Полегче. Ведь – силища… Отмахнется…

Яшка в глину уперся лапами

И весь подобрался: сейчас начнется.

И впрямь: уж галдят, окружая нору,

Мужчины и дамы в плащях и шляпах,


Дети при мамах, дети при папах,

А с ними, лисий учуя запах,

Фоксы и таксы – рычащей сворой.

Лихие «охотники» и «охотницы»,

Ружья-то в руках не державшие даже,

О песьем дипломе сейчас заботятся,

Орут и азартно зонтами машут.

Интеллигентные вроде люди!

Ну где же облик ваш человечий?

– Поставят «четверку», – слышатся речи, –

Если пес лесу покалечит.

А если задушит, «пятерка» будет!

Двадцать собак и хозяев двадцать

Рвутся в азарте и дышат тяжко.

И все они, все они – двадцать и двадцать

На одного небольшого Яшку!


Одна за другой вползают собаки,

Одна за другой, одна за другой…

И Яшка катается с ними в драке,

Израненный, вновь встречает атаки

И бьется отчаянно, как герой!

А сверху, через стеклянную крышу, –

Десятки пылающих лиц и глаз,

Как в Древнем Риме, страстями дышат:

Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!

Егерь Яшкину шею потрогал,

Смыл кровь… – Вроде дышит… – Еще молодец!

Предшественник твой протянул немного.

Ты дольше послужишь, Живуч, стервец!

День помутневший в овраг сползает,

Небо зажглось светляками ночными,

Они надо всеми равно сияют,


Над добрыми душами и над злыми…

Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,

Где в старом сарае, при егерском доме,

Маленький Яшка спит в соломе,

Весь в шрамах от носа и до хвоста.

Ночь для Яшки всего дороже:

Он может двигаться, есть, дремать,

Он знает, что ночью не потревожат,

А утро придет, не прийти не может,

Но лучше про утро не вспоминать!

Все будет снова – и лай и топот,

И деться некуда – стой! Дерись!

Пока однажды под свист и гогот

Не оборвется Яшкина жизнь.

фотография лисы

Вопрос: Итак, что вы поняли? Что вы почувствовали?

Вопрос: Кто же виноват в боли и страданиях маленького лисенка: собаки или люди? Что и кто убивает лисенка: собаки или то, что происходит в душах людей?

Вопрос: Как вы думаете, такое происходит только в учебно-егерском пункте в Мытищах? Можно ли что-либо сильно изменить к лучшему, если закрыть этот пункт?

Вопрос: Что же надо бы изменить, чтобы помочь таким несчастным зверям? (Души людей, освободить их от жажды первенства, тщеславия).

Вопрос: Можем ли мы изменить так души всех людей? Почему? А свои души?

Вопрос: Пусть каждый помолчит, посмотрит в свою душу и изо всех сил постарается вспомнить, не был ли он сам когда-либо похож на людей, о которых только что читали? (Поднимать руку, рассказывать вслух не надо, только вспомнить).

Учитель: Вот мы пережили жалость к зверю, а каких людей и за что не надо жалеть, как страдают люди?

Примеры детей.

Учитель: Давайте прочитаем о маленькой девочке. Слушая, подумайте, понимаете ли вы ее состояние? Были у вас когда-нибудь похожие чувства?

 

Чтение отрывка из романа В. Гюго «Отверженные».

Вдруг в комнату вошел один из остановившихся в трактире торговцев и сердито спросил:

– Почему мою лошадь не напоили?

– Не может быть! – ответила Тенардье. – Её поили!

– А я говорю, хозяйка, что нет, – возразил торговец.

Козетта вылезла из-под стола.

– Право, сударь, – сказала она, – лошадь ваша пила. Она пила из ведра. Она выпила полное ведро. Я сама давала ей пить. И даже разговаривала с ней.

Это была неправда: Казетта лгала.

– Поглядите на нее – ростом с ноготок, а наврала с дом! – воскликнул торговец. – Я тебе говорю, маленькая бесстыдница, что она не пила! Она совсем по особенному фыркает, когда хочет пить, - я-то уж ее хорошо знаю.

Козетта возражала голосом, еле слышным от страха.

- А всё-таки она очень хорошо пила …

- Ну что тут долго разговаривать! – закричал торговец. - Сейчас же напоите мою лошадь, и дело с концом!

Козетта залезла под стол.

– Конечно, - сказала хозяйка, - если лошадь не пила, ее надо напоить.

Потом она осмотрелась:

- Куда же девалась девчонка? Она нагнулась и увидела Козетту, забившуюся в самый дальний угол.

- Вылезай! – закричала хозяйка. Козетта вылезла из своего убежища.

- Ступай, напои лошадь, негодница!

- Но сударыня… - робко возразила Козетта, - воды больше нет.

- Так пойди принеси!

Козетта опустила голову и пошла за ведром, стоявшим в углу, у очага. Ведро было такое большое, что девочка сама могла бы свободно поместиться в нем. Хозяйка вернулась к очагу, попробовала деревянной ложкой кушанье, которое варилось в кастрюле, и проворчала:

- Воды в источнике сколько угодно! Пойди да принеси – только и всего!

Потом она порылась в ящике стола:

- На обратном пути зайдешь в булочную и возьмешь большой хлеб. Вот тебе пятнадцать су * .

Козетта молча взяла монету и опустила её в карман передника; потом она остановилась с ведром в руке перед открытой дверью. Казалось, она ждала, что кто-нибудь придет ей на помощь.

- Иди же! – закричала Тенардье.

Козетта вышла. Дверь закрылась за ней. Приближались праздники, и в деревню наехало много странствующих торговцев. Со своими товарами они расположились в маленьких лавках, которые тянулись вдоль улицы – от церковной площади до самого трактира Тенардье. Окна этих лавок были ярко освещены. Пока она шла по главной улице, блестевшие огнями окна лавок освещали ей путь, но вскоре исчез последний огонь последней лавки. Бедная девочка очутилась в темноте, потонула в ней. Ей стало страшно, и она старалась как можно сильнее греметь ручкой ведра; этот шум помогал ей избавиться от страха. Чем дальше она шла, тем больше сгущался мрак. На улицах никого не было. Пока по сторонам дороги тянулись дома или редкие заборы, Козетта шла довольно смело. Изредка сквозь щели ставней пробивался луч света – там была жизнь, были люди и Казетту это ободряло. Но по мере того как она продвигалась вперёд, шаги становились всё медленнее и медленнее. Завернув за угол последнего дома, Козетта остановилась. Идти дальше последней лавки было страшно, пройти дальше последнего дома казалось невозможным. Козетта поставила ведро на землю. Перед ней было поле – чёрное пустое пространство. С отчаянием смотрела она в эту темноту, туда, где не было людей, где были звери и, может быть, даже приведения. Козетта схватила ведро, страх придавал ей силы.

«Скажу ей, что воды не было!» – подумала Козетта и решительно повернула домой. Но, едва сделав сотню шагов, она снова остановилась. Теперь ей представилась хозяйка Тенардье с пастью гиены и с горящими злобой глазами. Девочка жалобно посмотрела назад, потом вперёд. Что делать? Куда идти?.. Впереди – Тенардье, позади – мрак и лес. Козетта повернулась и бросилась бегом по дороге к источнику. Она выбежала из деревни, добежала до леса, ни на что больше не глядя, ни к чему больше не прислушиваясь. Она перестала бежать только для того, чтобы перевести дух, но и тогда она все-таки продолжала идти. Так добралась она до источника.

Было очень темно, но Козетта привыкла ходить сюда за водой. В темноте нащупала она левой рукой склонившийся над водой молодой дубок, который обычно служил ей опорой. Ухватившись за ветку, она нагнулась и погрузила ведро в воду. Девочка не заметила, как в это время из кармана её передника упала в воду монета в пятнадцать су. Она вытащила почти полное ведро воды и поставила его на траву. Тут только она почувствовала, что не может больше сделать ни шагу; она опустилась на траву и замерла, присев на корточки.

Козетта закрыла глаза, потом открыла их. Рядом с ней в ведре колыхалась вода, расходясь кругами. Над головой расстилалось небо, покрытой тяжёлыми, тёмными тучами. Дул холодный ветер. Козетта встала. Страх снова охватил её. Скорее бежать, бежать что есть силы через лес, через поле – к домам, к освещённым окнам, к горящим свечам. Взгляд её упал на ведро. И так велик был её страх перед хозяйкой Тенардье, что она не осмелилась оставить его. Она ухватилась обеими руками за ручку ведра, но у неё едва хватило силы поднять его.

Так прошла Козетта шагов двенадцать, но полное ведро было тяжёлым, и девочка принуждена была поставить его на землю. Она передохнула минутку, потом снова взялась за ручку и опять пошла. На этот раз она прошла немного больше, но вскоре опять остановилась, потом опять пошла. Козетта шла согнувшись, низко опустив голову, совсем как старуха. Ручка ведра впивалась в ее маленькие, мокрые и окоченевшие от холода ладони; а когда она останавливалась, холодная вода расплёскивалась и обливала её голые ноги. И всё это происходило в густом лесу, ночью, вдали от людей, а девочке было всего восемь лет!

Козетта дышала с каким-то болезненным хрипом; рыданья сжимали ей горло, но она не смела плакать – так боялась она Тенардье даже издали. Козетта шла очень медленно. Она с тоской думала о том, что пройдёт не меньше часа, пока она вернётся домой, и что Тенардье непременно изобьет её. Дойдя до старого, хорошо знакомого каштана, она сделала последнюю остановку, чтобы хорошенько отдохнуть; потом собрала все свои силы, подняла ведро и храбро пошла вперёд.

И вдруг она почувствовала, что ведро стало лёгким. Чья-то рука, которая показалась ей огромной, взяла ручку ведра.

 

Вопрос: Почему хозяйка не жалеет маленькую девочку? Чем занято её сердце?

Вопрос: «Чья-то рука взяла ручку ведра». Какие у нас появляются мысли, догадки, на что мы надеемся?

 

Подобным образом поработать над произведением Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками». Тема зла и страданий таким образом может растянуться на два или несколько уроков. Главное подвести к мысли, что раз зла так много и оно гнездится в нас самих, то справиться с ним может только Бог, Тот, Кто вездесущ и всемогущ. Уместно после беседы в качестве домашнего задания предложить детям вопрос для размышления: Как вы думаете, как Бог побеждает зло?

* Имя Господа написано с одной буквой «и» по древлеправославной традиции.

* Французская мелкая монета.